SEO, Кейсы, Эксперименты

Как выйти из Минусинска?

Минусинск. Достаточно много владельцев сайтов лично, либо в общении со специалистами по продвижению, столкнулись с этим теперь уже нарицательным термином. Но далеко не все знают, что нужно делать в случае, если сайт попал под действие алгоритма «Минусинск». В этой статье я постараюсь описать свой опыт вывода 2 интернет-магазинов из под фильтра и опишу предпринятые меры.

В предыдущей статье я писал про то, что при наложении ограничений на сайт за покупные ссылки нет какого-то фиксированного времени действия этих ограничений. Сам механизм снятия фильтра можно условно разделить на 2 этапа:

  1. Работа над ссылочной массой сайта.
  2. Ожидание пересчета ссылочной массы поисковым роботом.

Для последнего пункта в новой панели вебмастера.яндекс даже появилась специальная кнопка, но она пока что скорее служит моральным успокоением, чем реально работающим функционалом.

В чем заключается работа seo-специалиста по выводу сайта из Минусинска?

Случай 1 — простой. Основной задачей, как это нетрудно догадаться, является снятие купленных ссылок. И тут сразу хочется позавидовать тем, кто использовал ссылочные биржи вроде Sape, Webeffector и подобные, где размещение ссылок осуществляется в автоматическом режиме, также как и удаление. В этом случае всю работу можно проделать за несколько минут. И смело писать Платону, что все ошибки учтены и ссылок больше нет.

Случай 2 — сложный. 1й вариант, как правило, встречается у небольших проектов, где ссылочный бюджет был очень и очень ограничен. Крупные интернет-магазины чаще всего прибегали (а многие и сейчас прибегают) к комбинированному наращиванию ссылочной массы: помимо арендных ссылок приобретаются вечные в статьях и обзорах в различных биржах и напрямую у вебмастеров. При этом ссылки в статьях размещаются вручную, что потенциально сулит сложностями для снятия:

  • Во-первых, даже если ссылка или статья со ссылками размещалась через системы Miralinks или Gogetlinks, это не дает гарантии, что вебмастер не утратит доступ или интерес к сайту.
  • Во-вторых, заявки через биржи отправляются на почту или в личные сообщения вебмастерам и носят зачастую рекомендательный характер. Если же удаление ссылки в системе платное, то стоимость подобной работы может просто не заинтересовать администратора сайта, либо письмо попадет в спам.

Порядок действий при сложном случае

Я работал над одним крупным проектом, имеющим на момент попадания под фильтр несколько тысяч покупных seo-ссылок, как купленных в рамках продвижения, так и поставленных совершенно неизвестными людьми, но от всей этой «вредящей» ссылочной массы было необходимо избавиться в максимально короткие сроки. Работа выполнялась в команде, поэтому состояла из нескольких важных этапов.

0. Удаление арендных ссылок из агрегаторов

Здесь нет ничего сложного. Агрегаторы, как правило, предоставляют удобный функционал для этого действия. Поэтому останавливаться на этом пункте смысла нет.

1. Выгрузка ссылок

Я рекомендую не ограничиваться одним источником, а использовать несколько, лучшим вариантом будет выгрузка списка ссылок из панели вебмастера яндекс (причем из беты, т.к. сами Яндексоиды говорят, что старый вебмастер может содержать не совсем актуальные данные), а также воспользоваться платным сервисом AHrefs. Свести полученные списки, чтобы получился единый файл, содержащий ваш ссылочный профиль. Я рекомендую указать следующие данные в таблице:

  • Домен донора
  • URL страницы донора, где размещается ссылка на вас
  • Домен акцептора (нужно, если у сайта есть поддомены)

Почему недостаточно использовать только вебмастер? Ссылки имеют такое свойство, как «мигание» — сегодня робот их видит, завтра — нет. Этот процесс может быть затяжным, поэтому лучше работать на опережение.

1.1. Проверка актуальности выгруженного списка

Среди выгруженного списка страниц из вебмастера будет много страниц, где ссылок уже давно нет, но вебмастер считает, что они там есть. Чтобы не перебирать вручную всю эту массу, я рекомендую пройтись специальными сервисами, в которые загружается или сразу весь список страниц, на которых нужно посмотреть ссылки на ваш сайт, или по частям. Это позволит отсеять «пустые» страницы и сосредоточить внимание на тех площадках, где ссылки действительно есть.

2. Выгрузка списка статей с бирж

Формат тот же:

  • Домен донора
  • URL статьи с ссылками на вас
  • Домен акцептора

Полученный список необходимо свести в экселе со списком из 1го пункта. Таким образом, у вас будет возможность выделить небиржевые ссылки и работать с ними дальше.

2.1. Отправка заявок через биржи

Система Miralinks и GoGetLinks предоставляют функционал для отправки заявок вебмастерам на снятие ссылок, которые в свою очередь поступают им на почты. Проблема заключается в том, что:

  1. Не все вебмастера, у которых когда-то заказывалось размещение, остаются в системе.
  2. Они теряют доступы от почт, на которые падают заявки из систем.
  3. Или пароли от админок сайтов.
  4. Или передают сайты другим вебмастерам.

2.2. Проверка удаления ссылок

В биржах, как правило, вебмастера не пишут об удалении ссылок, приходит лишь уведомление. Как показала практика, около 90% снятия ссылок приходится на первые 2-3 дня после отправки запроса. Остальные 10% снимают в течение недели. Поэтому важно оперативно отправить заявки через биржи и на 4-й, 5-й день провести мониторинг оставшейся массы. По ним потребуется работать вручную.

3. Проверка на seo-ссылки

Оставшейся ссылочной массы. Это, наверное, один из самых сложных этапов, т.к. он заключается в ручной проверке всех доменов доноров: действительно ли с этого домена ведется продажа ссылок, а не является ли он каким-нибудь сервисом проверки конкурентов или сбора статистики, либо здесь кто-то добродушный сам решил разместить ссылку на ваш сайт.

3.1 Отправка заявок на ручное удаление ссылок

Смысл заключается в том, чтобы написать вебмастерам любым доступным способом, чтобы они удалили ссылки на ваш сайт из своих статей и разделов, а лучше использовать сразу несколько вариантов связи:

1й — это форма обратной связи на сайте. Она встречается достаточно часто, но эффективна далеко не всегда. Периодически формы оказываются не рабочими, либо ответа с них не приходит (причины могут быть разные, но итог один — сообщение с просьбой остается не рассмотренным).

2й — контакты на сайте. Пожалуй, самый распространенный вид связи, встречающийся на сайтах. Но, как и с формой обратной связи, здесь бывают осечки: очень часто адреса вида имя@домен.ру являются нерабочими. Поэтому, если вы видите на сайте несколько адресов, напишите на каждый.

3й — контакты из WHOIS. Да, если на сайте нет ни форм обратной связи, ни контактов (такое бывает), то следует «пробить» контакты владельца домена по WHOIS, благо такую возможность предоставляет каждый официальный регистратор. Контакты встречаются очень редко, но все же попадаются.

4й — отправка сообщений через форму обратной связи регистратора. Этот способ тесно связан с 3м, т.к. если владелец домена решил скрыть свои данные от общего доступа, то регистратор (по крайней мере в зоне .RU) предоставляет возможность отправить ему сообщение через свою форму. В зависимости от регистратора поля этих форм могут варьироваться, как и возможности отправки. Пока я выводил 1 из сайтов даже составил рейтинг среди них:

  1. reg.ru — простая форма, ничего лишнего и антикапча от google.
  2. r01.ru — требуется указать чуть больше данных и покрутить проверочные картинки.
  3. masterhost.ru — то работает, то не работает. Так и не понял, с чем связана такая избирательность.
  4. naunet.ru — полей не так много, но вот капча… С коллегами соревновались, кто больше капчей введет правильно с 1го раза.
  5. nic.ru — пожалуй, худший среди всех, даже тех, что не попали в список. Парадокс, но сайтов, которым требовалось отправлять сообщения через формы, зарегистрированных на nic.ru, было больше всего. Проблема с этим регистратором заключалась в том, что он ввел ограничение на количество отправляемых сообщений в единицу времени. В среднем получалось отправить по 1 сообщению через форму за 30-40 минут.

3.2. Проверка актуальности ссылок

Как и в случае с биржевыми ссылками, проверяйте через пару дней актуальность ссылок на ваш сайт, какие ссылки остались, а какие нет. Так как при ручной отправке также велика вероятность, что вебмастер не напишет вам ничего, но ссылку снимет. И чтобы не писать ему повторно, лучше проверить наличие ссылок самому.

4. «Поехали!»

После того, как вы уже перестанете получать сообщения на почту и в ссылочных биржах о снятии ссылок,

Рекомендации

  1. Регулярно проверяйте ссылочную массу на актуальность. Т.к. было такое, что не всегда люди дают обратную связь о снятии ссылок, и вы будете повторно им отправлять сообщения.
  2. Составьте базу рассылки и отмечайте, кто снял, а кто нет ссылки на вас, чтобы опять же не донимать вебмастера.
  3. Заранее подготовьте универсальный шаблон сообщения, которое будете отправлять через формы и почту. Укажите в нем страницы, на которых размещены ссылки на вас, причины, почему это должно быть им также интересно (например, что за продажу ссылок яндекс может наложить на их сайт фильтр, что это даст им к карме плюсик и т.п.), предложите небольшую компенсацию за работу в размере 100р. за статью. Многие, даже отписываясь на почту о снятии ссылки, говорили, что им не нужно денег — нужно только вежливо составить письмо, чтобы было понятно, что не от хорошей жизни вам это нужно. Многие относятся к этому по-человечески. Даже если кто-то просит денег, посчитайте, сколько просит он, и сколько вы теряете на том, что сайт находится за ТОП-10. Конечно, если просят несколько тысяч рублей за удаление 1 ссылки, то стоит или торговаться, или, если позиция вебмастера неизменна, просто смириться (= Главное — не переходить на угрозы или оскорбления, в конце концов эта ссылка когда-то приносила вам пользу.
  4. Ведите переписку с Платоном, чтобы он видел, что вам не безразлична судьба вашего сайта и вы заинтересованы в снятии ограничений с него.

Как вывод

Я попытался максимально подробно изложить методы, позволяющие вывести ваш сайт из под Минусинска. Надеюсь, что мой опыт будет кому-то полезен. Обращаю внимание, что именно такой схемы придерживался я сам.

По заявлениям представителей Яндекса минимальный срок вывода сайта из Минусинска составлял 2 месяца. Но я могу сказать по своему опыту, что если вы направите максимум усилий на то, чтобы снять ограничения, наложенные на сайт, то выход из Минусинска можно вполне реально сократить до 1 месяца… или меньше, как было в 1 из моих случаев.

Будьте очень аккуратны и внимательны с наращиванием ссылочной массы, ведь зачастую купить ссылку гораздо проще, чем снять и несколько недель выходить из под фильтра.

Если это все же случилось, а вы не знаете, что делать, то пишите мне на почту, указанную на сайте, и я обязательно помогу вам (= Минутка саморекламы